Гибкая грампластинка "Авангард"

Истории некоторых моих грампластинок

Вот она, эта пластинка, я специально сделал разные фотографии, чтобы было видно ее и на свет, и так, как она обыкновенно выглядит.

Надписи отштампованы прямо на материале пластинки и заполнены желтой, а может быть бронзовой краской. Фабрика "Авангард" находилась на станции Дудергоф Балтийской железной дороги. А загадочный "Леноблкужд" - Ленинградская комиссия по улучшению жизни детей. Такие пластинки выпускались во второй половине 30-х годов прошлого века, конечно были экспериментальными, - результат продолжавшихся тогда попыток чем-то заменить дефицитный щеллак. Материал, применявшийся для грампластинок был нескольких цветов - зеленым, желтым, красным, и вот таким, как у меня темным, только на просвет дающим мягкий янтарный цвет.

***

Мы переехали в Омск в 2013 г., и я сразу же открыл для себя "Хитрый рынок" и барахолку около него. Потом она переехала на другую сторону ул. Б. Хмельницкого, около адиминистрации района. Там что-то типа пустыря, с редкими кустиками. В центре этого пространства и по "главной" дорожке, идущей к центру, располагались "завсегдатаи", а по отходившим от центра другим тропинкам - все остальные, решившие принести свои вещи на продажу.

Грампластинки продавались в основном на этой основной дорожке, и в центре, например у постоянного продавца Владимира, который приезжал на машине, и торговал всякой радиотехникой, вплоть до самодельных усилителей , проигрывателей, сделанных по-деревенски грубо, но добротно. Я "пробегал" сначала такие постоянные местечки, а потом уже бродил по тропинкам-закоулкам.

На одной из этих тропинок подошел к пожилому мужчине, продававшему что-то, но не пластинки. По-моему, как сейчас вспомнил - одной из вещей была чернильная авторучка. Мы разговорились, я спросил насчет грампластинок, и Геннадий Николаевич, как он представился, сказал, что они у него есть, дома. Пластинки ведь хрупкие и тяжелые, он их поэтому не приносит. И Геннадий Николаевич пригласил меня к себе, оказалось что он живет рядом, на Ипподромной, около Хитрого рынка.

Сейчас уже не вспомню, когда я пришел к нему - то ли вечером этого дня, то ли позже. Геннадий Николаевич жил в старой кирпичной пятиэтажке, напротив рынка. Я поднялся к нему, точно не помню этаж, но не первый, он открыл на мой звонок дверь, и я попал в маленький музей. Геннадий Николаевич жил один в четырехкомнатной квартире, по планировке почти как наша, только входная дверь у него на месте нашей вешалки. Вся квартира у него была увешана старыми фотографиями, а в зале на стенке висела кавалеристкая амуниция и стояла скульптура - бронзовый, или чугунный конь. Фотографии тоже были в основном с военными - кавалеристами на лошадях, просто портреты людей в форме. Как оказалось, Геннадий Николаевич был военным - кавалеристом.

Пластинки у него хранились в самодельном деревянном ящике. В ящике для каждой пластинки были сделаны пазы, они хранились без конвертов, не соприкасаясь друг с другом. С деньгами у нас тогда было неважно, я работал один, но я все же отобрал несколько замечательных довоенных пластинок по 30 р. штука. И купил вот эту, гибкую пластинку фабрики "Авангард".

Когда вспоминаю про эту грампластинку, то обязательно вспоминаю и Геннадия Николаевича, его квартиру, и фотографии на стенах. Поэтому и фоном этой странички, как это ни странно может показаться вначале, я сделал скачущих всадников.

***

Как уже писал, записи выполнены с патефона, примерно с последней трети на каждой стороне. Пластинка покороблена, хорошо, что можно послушать хотя бы эти части.


Вот фотография Марека Вебера, и его краткая биография, конечно же взятая из интернета...

Выдающийся скрипач, дирижер, руководитель эстрадного оркестра Марек Вебер (Marek Weber) - человек необычной судьбы, и даже нелегко «привязать» его к какой-то определенной стране, ведь одинаково справедливо его можно считать и австрийским, и украинским, и германским, и американским музыкантом. Марек Вебер родился 25 октября 1888 года в еврейской семье, на территории нынешней Украины, в городе Львове (тогда город назывался Лемберг, и входил в состав Австро-Венгрии). Марек Вебер стал увлекаться музыкой с раннего детства, научился виртуозно играть на скрипке, и уже в 12 лет выступал на сцене варьете в Черновцах. Директор черновицкого варьете был настолько восхищён игрой юного дарования, что предложил Мареку Веберу гастрольный контракт на год. Однако отец Марека желал, чтобы его сын стал врачом, и ни о каких гастролях даже слышать не хотел. В результате 12-летний скрипач, ни в какую не хотевший делать медицинскую карьеру, убежал из дому. Вскоре отец примирился с выбором сына, признал за ним право самостоятельно выбирать профессию, и Марек вернулся домой.

Через 6 лет, в 1906 году, он уехал в Германию, чтобы учиться в Консерватории Штерна (Берлин). Уже в 1908 году, когда ему было всего 20 лет, Марек Вебер создал свой эстрадный оркестр, а с 1914 года он управлял салонным оркестром берлинского отеля «Adlon». В 1920-30-х годах записи оркестра Марека Вебера стали выходить на грампластинках. В эти годы оркестр Вебера был одним из самых популярных в Европе, именно в его исполнении все узнали незабываемую «Рио Риту» (1932 год). Марек Вебер наиболее точно передал в своей записи характер этой музыки. В ней чувствуется испанский темперамент, и она сыграна просто блистательно. Именно эта запись попала в 1937 году в Советский Союз, и стала самой популярной мелодией того времени. Что интересно, Марек Вебер терпеть не мог очень модный в те годы джаз, но, как руководитель салонного оркестра, учитывал спрос публики, и разрешал своим музыкантам исполнять джазовые мелодии. Однако сам он в это время демонстративно удалялся в бар, "пропустить стаканчик-другой".

Оркестр Марека Вебера был многонациональным, и в нем играл даже настоящий негр («афроамериканец») - Артур Бриггс. В 1933 году, когда пришла к власти немецкая национал-социалистическая рабочая партия во главе с Адольфом Гитлером, началась зачистка «расово чуждых элементов» в музыке, и Марек Вебер, как еврей, а также большинство музыкантов из его оркестра, были вынуждены эмигрировать в Соединенные Штаты Америки.

В США Марек Вебер воссоздал свой оркестр, много выступал, и даже получил почетный титул «Король вальса на радио». Однако прежней популярности у него уже не было. Это в Европе он считался «музыкантом номер один», а у американской публики вкусы несколько иные. После Второй мировой войны Марке Вебер прекратил свою музыкальную деятельность, занялся сельским хозяйством, и завел собственную ферму.

Впоследствии Марек Вебер отошел от дел, и умер 9 февраля 1964 года в Чикаго, штат Иллинойс, США.

Оркестр Марека Вебера:

В моей коллекции нашлись полные записи "Похищенного сердца" и "Ночью". Нашлись на других пластинках, а "Похищенное сердце" и с другим названием. Как это часто бывало в те времена при копировании зарубежных пластинок, названия могли изменяться, наверное в зависимости от вкуса людей, выпускающих пластинку, либо по каким-то другим соображениям. Тем более, что в танго звучат слова "Ты украл мое сердце". Так вот, "Похищенное сердце" у нас выпускалось и как танго "Цыган". А в оригинале, на зарубежных пластинках так и называлось - "Zigeuner", в переводе с немецкого -"Цыган". Ниже представлены две пластинки с этими записями.

Моя песня идет по свету. Фокстрот. Оркестр п/у Генри Холла

Год записи 1935

Год записи 1935

Цыган. Танго. Оркестр п/у Марека Вебера

Год записи 1936

Год записи 1936

Конечно, хочется когда-нибудь найти зарубежную, "оригинальную" пластинку с этими произведениями. Ну а пока одну из них нашел в интернете :)

Tonight. Marek Weber and his Orhestra

А все-таки не только из-за моих воспоминаний о встрече с Геннадием Николаевичем всадники мчат в ночном сумраке на фоне этой странички...Вот ведь как ведь оказалось - тут в нашей истории есть и Цыган, и есть Ночь...